География как наука

География как наука

География — единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и др.), так и неприродные (социосфера, техносфера). В совокупности они составляют особого рода географический объектизучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук.

Предмет структура географической оболочки, динамика, взаимодействие и распределение в пространстве её компонентов. В рамках географической оболочки возникла жизнь, развившаяся до уровня человеческого общества. Поэтому предмет географии затрагивает также вопросы, связанные со взаимодействием человека и природы.

Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путём автономного развития некогда единой географии и её расчленения на специализированные научные дисциплины — по компонентам, их сочетаниям, уровням исследования и степени обобщения, целевым установкам и практическим потребностям.

Накопление географических знаний происходило в течение длительной истории развития общества. Тем не менее, сейчас есть на Земле ждущие своего открытия белые пятна. Широкие пространства для открытий ныне представляют не описания объектов и явлений, а объяснение их сущности и взаимодействия. Теперь под географическим открытием понимают не столько территориальное, сколько теоретическое открытие, установление новых географических закономерностей.

Методика географических исследований — это сложная система, включающая:

  • общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.);
  • конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.);
  • рабочие приёмы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в т. ч. авиакосмические; лабораторные методы, напр. спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.);
  • методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.);
  • методы и приёмы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.).

Общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность)

География всегда была тесно связана с развитием общества и производительных сил, а географическая наука отражала особенности жизни общества в определенный период. Этапы, выделяемые в истории географии часто совпадают с историческими и характеризуются различными общественными функциями этой науки. С момента зарождения и вплоть до эпохи Великих географических открытий география выполняла познавательно-описательную функцию. В этот же период зародилась картография с ее особым научным языком. В эпоху первой научной революции преобладающей становится аналитическая и объяснительная функция и начинается расчленение географии на частные научные дисциплины. В XX веке для географии характерно развитие и упрочение конструктивного (преобразовательного) направления, усиление интеграции между частными дисциплинами. Появление новых научных направлений продолжается и сейчас. Каждый последующий этап развития науки не отменяет функции, свойственные предыдущему этапу, а поднимает их на иной качественный уровень.

1 комментарий

Оставить комментарий

Добавить комментарий

 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.