Опрос — один из важных и весомых элементов урока, так как позволяет контролировать качество и усвоение получаемых знаний учащимися. Разнообразные виды опроса помогают повысить интерес к предмету и в то же время интересно и занимательно провести урок. И именно при опросе можно применять разнообразные учебные технологии для развития УУД. Также, каждый учитель знает от того как будет начат урок, как будут заинтересованы и мотивированны учащиеся, так урок и пройдет. Хочу поделиться некоторыми приемами для проведения опроса на уроках географии, которые я использую.
1. Рассказ по презентации. Подбирается фото по теме без комментариев, учащиеся должны по очереди, связно прокомментировать презентацию.
2. Географический диктант. Учитель диктует термины или названия, учащиеся должны распределить эти понятия по смысловым группам. Опрос можно выполнять как письменно, так и устно.
3. Широко распространенный -Базовый лист. Учитель создает такой лист заранее, до обьяснения темы. Базовый лист с вопросами по теме, получает каждый ученик и заполняет его по мере обьяснения нового материала. По итогам урока учащийся видит как он освоил тему урока.
4. Составить схему. Из предложенных понятий учащиеся должны составить схему по проверяемой теме. Или другой вид такой же работы: уже готовая схема, где есть незаполненные окошки, которые нужно заполнить самостоятельно.
5. Найди пару. Учащиеся получают два листа с терминами и их определениями. Задача состоит в том, чтобы найти правильное соотношение. Также можно этот вид опроса провести устно, заранее написав на доске или в презентации.
6. Опрос в виде филворда, составляется заранее по любой пройденной теме. Задача найти термин в филворде и обьяснить его значение. В старших классах можно города или страны с обьяснением, каким видом промышленности известен город, или особенность страны в географическом положении или экономики и т.п.
7. Географический аукцион. Например, тема «Реки России» учащиеся перечисляют названия рек нашей страны, получает балл тот учащийся, который ответит последним. Сложный аукцион: перечислить все, что знаем о реках, все понятия относящиеся к этой теме.
8. Проверка номенклатуры. Учащиеся перечисляют обьекты по алфавиту. Например тема Австралия: А- Австралийский залив, Б- Большой барьерный риф и т.д.
9. Географический «хетбенс». Учитель записывает обьект на доске (листе) показывает классу, затем завешивает картой (переворачивает лист).Учащийся- ответчик не видит этого слова, он должен угадать какой, обьект записан на доске (листе) задавая вопросы классу. Подсчитываем количество вопросов, чем их меньше тем лучше.
10. Географический штурм. Учитель подготавливает 20-25 вопросов по теме. Каждый вопрос 1балл. Учащиеся отвечают на вопросы, надо заработать 5 баллов – оценка 5, 4 балла оценка 4, если 3 балла дается возможность ответить на дополнительные 2 вопроса, если не отвечают, оценка 3. Оценку 2 не ставим. Первое время у меня, таким образом, работали несколько человек, но уже через месяц работал весь класс даже самые ленивые. При этом результат я фиксировала на доске и каждый видел, сколько баллов он заработал.
11. Пресс-конференция. Учащиеся готовят по пройденной теме 10 вопросов – это журналисты, на роль «известного путешественника-исследователя» вызывается по желанию один из учеников. Ему надо правильно ответить на 5 вопросов, затем «ученого-исследователя» сменяет следующий желающий.
12. Работа в парах. Работа похожа на предыдущую, с той только разницей что учащиеся опрашивают друг друга по заранее подготовленным вопросам и оценивают по определенной учителем системе. Удобно и быстро и оцениваются все. Подходит для подготовленных классов.
13. Опрос по цепочке. Один ученик начинает отвечать, когда ему нечего сказать дополняют другие учащиеся по очереди. Хорошо использовать для закрепления нового материала.
14. Географические сказки. Задача учащихся определить в рассказе ошибки и обосновать их.
15. Волшебный сундук. Для этого я использую электронную доску и программу ActivInspire . Из сундучка вынимаются термины или названия объектов, их надо распределить по группам. Например: «Строение реки», «питание реки», «режим реки» и термины: дождевое, исток, паводки, межень, бассейн и т.д. Учащиеся по очереди выходят к доске вынимают слово и определяют, к какой группе оно относится.
16. Определить термин или понятие. Старшим классам дается следующее задание – из группы предложенных слов составить описание термина, понятия, объекта. Можно усложнить задание и внести в список слова не подходящие к данному термину. В младших- можно дать готовое определение какого-либо понятия, но в тексте оставить окошки которые учащийся должен заполнить подходящими по смыслу словами.
17. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.
18. Все наоборот. Опрос в занимательной, игровой форме заставляет учащихся проявить себя в интеллектуальном плане . Учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Например: Исток- устье, равнина — гора, болото – озеро , или Африка-Антарктида (здесь можно обосновать почему так) и т.д.
19. Мини тестирование. Быстрая проверка домашнего задания или усвоения нового материала. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране. Учащиеся на листочках решают тесты. В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — учащиеся проверяют работы друг у друга и оценивают по заданной схеме. Быстро и удобно.
20. Широко применяю в опросе географические карты, что способствует запоминанию номенклатуры по предмету особенно в 7,8 классах. Фиксирую отдельные районы, участки физической карты России или мира, и прошу назвать обьект. Очень удобно в таком случае использовать программу ActivInspire, там есть такая функция которая называется «Волшебная лупа» с ее помощью можно показывать на карте определенный географический обьект, остальная карта в это время не видна. Такой вид работы вызывает очень большой интерес у детей и проходит на ура.
Желаю удачи в работе и интересно проведенных уроков!